Издана на русском языке: Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000. Прим. перев.  

Издана на русском языке: Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000. Прим. перев.

Предыдущая18192021222324252627282930313233Следующая

Солнце вращается вокруг Земли. И неудивительно. Во-первых, имен­но так это и выглядело — солнце всходило утром, проходило по небу и вечером заходило. Каждому было очевидно, что именно Солнце вращается, а не Земля. Люди не сваливались со своей планеты, когда шагали по земле. Здравый смысл подсказывал: Земля стоит на месте, а Солнце вращается. Во-вторых, подобное мировосприятие поддержи­вала религия. В средневековом мировоззрении Земля была центром мироздания, а человеческие существа — венцом творения, драгоцен­ным камнем в короне космоса. Богословы видели во Вселенной совер­шенную симметрию. Считалось, что планеты вращались вокруг Земли по идеально круговым орбитам.

Поэты воспевали эту гармонию в стихах; математики, начиная с древних греков, рассчитывали изысканные формулы для описания движения планет, а астрономы возводили сложные теории. Пробле­ма была лишь в том, что в этом движении наблюдались неприятные отклонения. Планеты никак не хотели правильно себя вести. Исходя из того, что Земля — центр Вселенной, астрономы разрабатывали все усложняющиеся дополнения к своим теориям, чтобы объяснить от­клонения в движении планет.

Николай Коперник (1473-1543), столкнувшийся с этой проблемой, сделал радикальное предложение. Что если Солнце не вращается во­круг Земли? — спросил он. Что если Земля вращается вокруг Солнца? Эта потрясающая идея одним махом разрешила множество старых проблем, которые не давали покоя астрономам. Наступила эра гелио­центризма. Позже Иоганн Кеплер (1571-1630) показал, что планеты вращаются не по круговым, а по эллиптическим орбитам — явление, которое Исаак Ньютон (1643-1727) в итоге объяснил силой гравита­ционного притяжения.

Так называемая коперниканская революция сначала не вызвала особого резонанса. Однако Галилео Галилей (1564-1642) чрезвычайно заинтересовался гелиоцентризмом. Его телескоп позволил ученым убе­диться в правоте Коперника, и его теория начала завоевывать все боль­ше сторонников. Идеи Коперника и Галилея были приравнены к ереси: они противоречили Божьему замыслу и представлению человека о самом себе. За свои взгляды Галилей подвергся гонениям и дважды представал перед судом Инквизиции. Тем не менее, его теории оказа­лись правильными, и со временем это признали все. Коперник, Гали­лей и Кеплер не собирались разрешать старую проблему — они лишь поставили несколько новых вопросов и тем самым изменили всю систему, в которой существовали старые вопросы. Выяснилось, что прежние теории неверны, потому что ошибочными были предполо­жения, на которые они опирались. В их основе лежала ложная идеоло­гия. Понимание этого освобождало путь новому интеллектуальному веку — новой парадигме.



Эпоха Возрождения, наступившая в XIV столетии и продлившаяся до конца XV столетия, знаменовала собой отказ не только от теорий средневекового мира, но и от идеологий, в рамках которых эти теории зародились. Открытия Коперника и Галилея дали старт зарождению новой эпохи. Отказ от идей Птолемея, длившихся с I века, изменил не только положение Земли в космическом пространстве, но и место человечества в истории.

Ударная волна истории не ограничилась астрономией — она за­хлестнула все сферы культурной жизни, включая философию, полити­ку и религию. Ни Коперник, ни Галилей не причисляли себя к атеистам, но их аргументы вызвали серьезные сомнения во многих аспектах религиозных учений. Пятьсот лет спустя еще более серьезный вызов религиозным представлениям бросила теория эволюции Дарвина, оформленная в рамках парадигмы объективной науки, провозглашен­ной коперниканской революцией.

Средневековый миропорядок, полностью подчинявшийся власти теологических установок, разрушился, и в итоге ему на смену пришла следующая парадигма, основу которой составили логика, разум и до­казательства. Этот новый старт породил мощные генеративные идеи.

Заново рожденная

Эпоха Ренессанса, или Возрождения, получила такое название, потому что знаменовала собой возрождение интереса к античной культуре — ее философии, литературе и математике. Возрождение стало периодом невероятного расцвета интеллектуальных достижений во всех обла­стях. Это время, менее чем за сто пятьдесят лет, дало человечеству ве­личайших гениев и величайшие творения — люди и достижения эпо­хи Возрождения сформировали мир, в котором мы сейчас живем. За какие-то сто лет (1450-1650) Европа оказалась свидетельницей рожде­ния Леонардо да Винчи, Коперника, Микеланджело, Рафаэля, Галилея, Шекспира и Исаака Ньютона оставивших нам произведения искусства и литературы непревзойденной красоты и глубины и заложивших

временной науки, техники и философии. Человек эпохи Возрождения был сведущ как во многих естественных и гуманитарных науках, так и в искусствах. Когда Микеланджело

ал Сикстинскую капеллу, у него в комнате лежали черновики трудов и проекты технических изобретений.

Ренессанс двигался вперед посредством технических новшеств и научных достижений. Четыре из них сыграли решающую роль: печатный станок, магнитный компас, телескоп и механические часы.


4754583310428096.html
4754628543578403.html
    PR.RU™